На Востоке утверждают: «Каждому человеку для счастья необходимо столько общения, сколько сможет вместить его сердце подобно кувшину, который должен наполняться водой». Увы, эту истину нельзя ни оспорить, ни подтвердить, но за то, что без хорошей беседы прожить невозможно, я готова поручиться. Чаще всего общение с интересным человеком сродни поиску драгоценного камня в пустыне. Даже известный французский писатель Антуан Сент-Экзюпери высказался на подобную тему: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Но мне посчастливилось пригласить в качестве гостя рубрики «Культурное обозрение» человека, который в общении не просто драгоценный камень, а целая сокровищница интересных мыслей и познаний.
Алексей Сергеевич Чертков, знаменитый Российский журналист, академик международной Академии информатизации, кандидат исторических наук и главный редактор международного журнала «Эстет» и журнала «Гильдия ювелиров России». Настоящий эстет и аристократ, лишенный поддельного красноречия, но умеющий мастерски вести диалог. Он завораживает и располагает к себе своим душевным теплом, и естественностью. Наше общение было приурочено к знаменательной дате мастера – юбилею, который состоялся 27 октября.

«Господин Чертков»

Марианна Либерте: Алексей, не скрою, для меня большая честь видеть Вас в качестве героя рубрики «Культурное обозрение» и моего собеседника. Перед интервью мы с Вами не успели договориться, как я могу к Вам обращаться. Какая форма Вам наиболее приятна? Может, господин Чертков?

Алексей Чертков: Согласен. Мы почему-то иногда стесняемся подобных обращений «сударыня», «барышня», «сударь»…«господин» Они – часть наших культурных традиций. Никаким декретом их не отменить. Это беда нашего общества: отсутствие преемственности, неумение передать элементы культурного наследия следующим поколениям…

М.Л.: Действительно, все так, но в последнее время бытует мнение, что культура – это большая роскошь, которую могут себе позволить избранные. Какие у Вас мысли по поводу этого утверждения?

А.Ч.: Мы все заложники массовой культуры. Подсажены на нее, как на картошку фри или гамбургеры подобное заманчиво, но не полезно . И большая часть эстетически воспитанных граждан сейчас действительно уходит в объятия элитарного искусства. Может ли общество миновать период «культурного взросления» и «дорасти» до познания высот эстетически выверенных произведений? Думаю, в наших условиях сейчас это невозможно. Не придумал человеческий разум такой огромный инкубатор, в котором бы культивировались образчики эталонного искусства. Это тупиковый путь развития. Творец в России сам не может позволить себе многое. Что-то изменится в этом направлении не скоро, если вообще изменится. Что именно, спросите Вы?

М.Л.: Действительно спрошу.

А.Ч.: Изменить отношение общества к творцу – писателю, художнику, скульптору, композитору.

М.Л.: То есть уйдет потребительское отношение к ним?

А.Ч.: Необходимо вернуть систему в ее исконное гармоничное состояние: творец – первичен, индустрия продвижения произведений авторов – вторична. У нас же все наоборот. В результате чего мы опять возвращаемся к массовой культуре и жуем в кинотеатрах свой пресный попкорн.

М.Л.: 27 октября у Вас состоялся юбилей, Вам 50. Но в это невозможно поверить! Вы потрясающе выглядите. Вам стало известно средство Макропулоса?

А.Ч.: Возможно. Но мое снадобье настояно на других ингредиентах: любви к искусству, общению с нетривиальными творческими людьми, восхищении женской красотой.

М.Л.: Путешествие – тоже хорошее средства для придания сил. Альбер Камю как-то подметил: «Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя». Откуда вы вернулись недавно?

А.Ч.: У меня странный выбор своих вояжей. Когда все тянутся к ласковому теплому морю, я путешествую на север Норвегии или любуюсь снежными вершинами Альп. Когда туристы осаждают молы в период распродаж, я скрываюсь от суеты в забытых уголках, наслаждаясь деревенским бытом, местными рынками и конными прогулками. Вообще считаю, что лошади – это посланцы богов. В их благородной стати небожители подсказывают нам, смертным, в ком на земле искать эталонные образцы истинной красоты и совершенства. Для меня дорого ощущение, которое точно назвал Рей Брэдбери: получение удовольствия от «эстетики потерянности». Вернулся вот из путешествия по Нормандии. Был совершенно очарован аббатством Мон-Сен-Мишель, основанным в 708 году. Посреди равнины возвышается грандиозный замок-остров с огромной паломнической историей. Место мистическое, таинственное!

М.Л.: В истории вашей жизни тоже есть что-то уникальное и таинственное. Почему-то вспомнилось произведение Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», героя которого все воспринимают по-разному, но охарактеризовать всю суть происходящего вокруг него можно как воплощение удачи. У Вас было ощущение, что в какой-то момент жизни удача была к Вам наиболее благосклонна?

А.Ч.: На этот счет у меня своя «философия». Удачу можно рассматривать как мгновение – ведь не зря есть поговорка «Мне улыбнулась удача», и как определенный период своей жизни. Зачастую они взаимосвязаны. Первая может стать причиной второй. Но по-настоящему счастлив тот, кто побывает какое-то время во втором состоянии. Как пребывание в ситуации бесконечного счастья гибельно для человека – у него атрофируются жизненно важные рефлексы, так и от постоянной «удачливости» тоже можно устать. Вспомните, каждый из нас хотя бы раз в жизни встречал человека, который скучающим голосом говорил: «Мне всегда везет». И вытаскивал очередной выигрышный лотерейный билет, не получая радости от своего выигрыша.

Я счастлив, что познал удачу как процесс. Что ничего в жизни мне не было преподнесено на блюдечке с голубой каемочкой. Как ни странно, я считаю своими самыми удачными периодами жизни те, когда, будучи вовлечен в серьезные политические, производственные процессы, стонал от усталости, но добивался нужного результата.

М.Л. Интересные итоги, а что же следует дальше?

А.Ч. Второе обязательное условие «удачи» – люди, встречающиеся тебе на пути. В этом отношении мне несказанно повезло. Бывает так, что многие интересные, нестандартно мыслящие люди не находят места приложения своим талантам.

М.Л.: То есть вы хотите сказать, что окружение либо способствует удаче, либо уводит от нее? Каков же выход?

А.Ч.: Мой совет: меняйте среду, в которой находитесь, на более адекватную своим запросам, эластичную, подвижную, воспринимающую вас не как «боевую единицу» или «рабочую лошадку», а как личность. И самосовершенствуйтесь.

В качестве рефлексии предложу вывод из собственного опыта. Если в какой-то период вашей жизни вы замечаете, что находитесь в состоянии «удачливости», то, скорее всего, вы сами себе выдаете желаемое за действительное. Удачный период жизни тем и сладостен, что, пребывая в нем, ты его не замечаешь. И лишь по прошествии времени начинаешь это осознавать.

Снимок экрана 2015-08-28 в 9.15.07«Ты есть то, о чем ты мечтаешь!»

М.Л.: Вы прошли сложный путь – от рядового журналиста до высоких должностей в главной алмазодобывающей компании страны “АЛРОСА”, от Национальной нефтегазовой компании до главного редактора журнала “Эстет”. Достигли ли Вы всего, о чем мечтали? Говорят, в юбилеи принято подводить итоги, чтобы дальше начинать путь с чистого листа.

А.Ч.: Достиг ли я всего, о чем мечтал? Конечно, нет! «Ты есть то, что ты ешь», – считал Гиппократ. Я же на основе этого изречения вывел свое: «Ты есть то, о чем ты мечтаешь!» Но если бездумно применять мою формулу к себе, еще не готовому к дерзновенным устремлениям, то можно потерпеть фиаско.

М.Л.: У мечты тоже существует свои этапы развития?

А.Ч.: На начальной стадии развития личности ее мечты должны быть осязаемые, приземленные. А с наработкой опыта, знаний о мироустройстве вещей и планет, они уже трансформируются в возвышенные. И только мечты поистине талантливых людей, гениальных безумцев неподвластны никаким стереотипам. В этом их сила и страсть.

М.Л.: Вы как-то сказали: «Благодарю судьбу за возможность творить и жить по совести». Господин Чертков, позвольте спросить, а как это – жить и творить по совести?

А.Ч.: Да, я так сказал. Знаете, бывают жизненные ситуации, когда человек поставлен в условия, при которых он не по своей воле вынужден врать, выкручиваться, совершать неблаговидные поступки. Примеров тому множество, среди творческой, журналистской братии – особенно. Так вот, я благодарю судьбу за то, что она позволила мне жить и работать в той среде, которую я выбирал сам. Это дорогого стоит. Совесть и интуиция – эти понятия для меня не абстрактные, а материальные.

М.Л.: Наверное, интуиция способствовала тому, что на сегодня Вы очень успешны во всех сферах информационного направления. Как Вы полагаете, на чем еще сформировался Ваш успех?

А.Ч.: Вероятно на доскональном знании процесса, на умении определить запросы той части общества, которой я хочу презентовать свой очередной продукт, на вере в себя и в своих соратников.

М.Л.: Сейчас во всем мире существует одна большая насущная проблема: люди теряют вкус жизни, все надоедает, повторяется, многие опустошены и несчастливы. Вас одолевают подобные чувства?

А.Ч.: Такое состояние я называю «болезнью потерянных поколений». Характеры подобных героев описаны русскими и зарубежными классиками. К счастью, я могу пребывать в «разобранном» состоянии недолго, максимум два-три дня. В такие периоды идет «перезагрузка» организма, рождаются новые идеи. Наблюдатели со стороны мне говорят, что в такие периоды им кажется, словно мои мысли «бегают по подушке».

Поверхностное восприятие мира, душевная леность, всеядность – настоящий бич описанных вами людей. И ряды их стремительно множатся. Но не они одни виноваты в этом.

М.Л.: Если обратиться к термину « потерянное поколение», то об этом течении много и долго рассуждали писатели Э. Хемингуэй и Г. Стайн, Э.М. Ремарк. Предположим, что там действительно речь шла о послевоенном, тяжелом периоде и сложности адаптации. В наше время все иначе, но, тем не менее, болезненность проявляется. В чем, же проблема?

А.Ч.: Мой вывод заключается в том, что у человечества стремительным образом сокращается территория добра, сужается жизненное пространство для интеллектуального роста, подменяемое псевдо культурными эрзацами. Создается впечатление, будто мы находимся в состоянии войны с темными силами из прошлого, которые получили энергетическую подпитку в духовном несовершенстве и прогрессирующей деградации современного социума. Пока силы равны, но мы балансируем на грани пропасти.

М.Л.: Имея свои взгляды на все, тем не менее, вы спокойны. Удивительная реплика о Вас прозвучала из уст председателя Гильдии производителей бриллиантов и ювелиров РС Василия Власова: «Я не помню, чтобы он на кого-то повысил голос…» Откуда подобная аристократическая выдержка в Вашем характере?

А.Ч.: У меня от рождения негромкий голос, я не Левитан, таким уж родился. Но я решил этот свой недостаток сделать достоинством. И люди прислушиваются к тому, что я говорю. Те же, кто не хочет тебя расслышать, и не надо: они слышат только себя самих. Это своеобразный тест на коммуникабельность. Я тем самым тактично отсеиваю невосприимчивых к чужому мнению собеседников, не умеющих слушать, и… экономлю время и нервы на общение с людьми с «заглушками в ушах».

Невольно каждый из нас составляет негласный портрет собеседника. Телеведущий Владимир Познер, когда я брал у него интервью, почему-то следил за моими руками. Чуть позже я прочитал, что он в первом приближении оценивает человека по его рукам. Я же, как ни странно, оцениваю собеседника по тому, как он… смеется.

М.Л.: А у всемирно известного журналиста Ларри Кинга был своеобразный подход: он мог прямо сказать собеседнику, что «ничего в этой теме не понимает». Когда читаю Ваши интервью, замечаю то, что с профессиональной стороны общение получилось интересным. Были случаи, когда Вы понимали, что разговор, мягко говоря, не клеится? Как вам удавалось выруливать?

А.Ч.: Кингу дозволено все. Он великий интервьюер. Если же любой другой журналист признается в подобном, то он распишется в своем неуважении к собеседнику. У Кинга это своеобразная «фишка», прием. Слепое же копирование – удел бездарностей. Тут надо изобретать что-то свое. Нацепить на себя подтяжки, как это делает Кинг, не значит стать вровень с ним. Когда разговор «не клеится», и собеседника, пусть даже известного и знаменитого, невозможно вытянуть из его раковины, надо… импровизировать. И… найти его боль. Да, именно болевую точку, после нажатия на которую, человек начнет фонтанировать идеями и образами.

“Урок эстета”

М.Л.: «Эстет» не похож на другие глянцевые журналы. Зачастую популярность определяет наличие массового спроса, избитые темы, статьи, и все в этом ключе. В Вашем журнале особое место удаляется интеллектуальному восприятию мира. Кроме прочего, какие ценности культивирует журнал?

А.Ч.: Журнал «Эстет» – это островок красоты и совершенства в окружении уродливых нагромождений постиндустриального общества. Я задался целью сделать издание, в котором важна личность героя, а не общественный процесс. Неподдельные эмоции, переживания, чувства, ставшие основой восхождения эстетов на вершину Олимпа, – вот что мне важно..

М.Л.: В моем представлении истинный эстет – это, прежде всего, человек состоятельный представитель высшего сословия, вкусивший плоды роскоши. Или же небогатый человек тоже может быть эстетом? И на чем основывается истинный эстетизм?

А.Ч.: Дорогая моя Марианна, здесь Вы неправы. Принадлежность к высшему сословию не делает человека эстетом, а является лишь привилегией при допуске в эстетские круги. Роскошь – тленна, эстетское мировосприятие – вечно, ибо стремление человека к красоте и совершенству непоколебимо. Среди героев Максима Горького «На дне», Марка Твена в «Томе Сойере» и «Принце и нищем», во многих других классических романах масса примеров, когда голод и нищета побеждают все, кроме эстетского духа. Он сродни достоинству, великодушию, благородству целостной личности.

М.Л.: Прекрасно, усвою урок от настоящего мастера. Вы также возглавляете редакционный коллектив журнала «Гильдия ювелиров России». На мой взгляд, подобное издание, как некое украшение в руках читателя и будет интересно спустя десятилетия. Как Вы считаете, подобный журнал вне конкуренции?

А.Ч.: Пока я являюсь главным редактором «Гильдии ювелиров России», не допущу скатывания издания в освещение только узкоотраслевых проблем. Главное предназначение этого журнала я вижу в демонстрации уникальных изделий отечественных ювелиров, настоящих образцов ювелирного искусства. К сожалению, рынок и отрасль диктуют иное направление развития печатного СМИ. Но мы еще поборемся…

М.Л.: Давайте поговорим о вашем детстве. В фильме итальянского кинорежиссера Федерико Феллини «8.½» главный герой в определенные моменты жизни вспоминает самые яркие образы своего детства, это дает ему силы творить, идти дальше. Как некая отдушина. У Вас есть подобные воспоминания? С чем они связаны?

А.Ч.: Я родился на южном побережье Северного Ледовитого океана, на «макушке» земли. Образ моего детства – это огромное низкое небо с мириадами звезд, до которых, как мне тогда казалось, еще чуть-чуть – и можно дотянуться рукой. Такого волшебного неба я потом не видел нигде.

М.Л.: Если снова вернуться в те времена, кто были Ваши герои?

А.Ч.: Как-то мальчишкой я обнаружил в заброшенной библиотеке деда толстенный роман Ильи Оренбурга «Великий океан». И взахлеб прочитал о подвигах моряков. Слова из этой книги и являются моим девизом: «В жизни гораздо больше сдавшихся, чем проигравших».

P.S.

М.Л.: В ходе нашей беседы меня воодушевило то, что, несмотря на множество Ваших достижений, Вы не тщеславны. Как Вам удается избегать подобной страсти?

А.Ч.: Предпочитаю с известной долей иронией относиться к себе. Нельзя быть вечным букой или напыщенным бонвиваном – это не свойственные мне черты поведения, по крайней мере, это несовременно. Считаю, лучше быть просвещенным идеалистом, чем тщеславным моралистом.

М.Л.: В Ваших мыслях есть главное – острота и мудрость, и это интересно. Что бы Вы пожелали напоследок редакции журнала COLOR BLOCKING и его читателям?

А.Ч.: Благодарю журнал COLOR BLOCKING за возможность высказать свои мысли на страницах Вашего уважаемого издания. Читателям больше красоты в жизни и счастливых минут. А Вам Желаю эстетического восприятия и журналистских находок!!!

М.Л.: Господин Чертков, искренне благодарю вас за интересную беседу и прекрасные пожелания.

Беседовала журналист Марианна Либерте

ФОТО: конная фотосессия Андрей Каптур

Оставить комментарий