Есть одно невероятно хорошее качество: знать и помнить свое прошлое. Как правило, те, кто не желает помнить свои корни, тем самым теряет себя в обществе. Эмоциональная, генетическая, интеллектуальная память необходимы нам в процессе нашего формирования как личности. Эти простые, и одновременно сложные вещи преображают нас и возносят над повседневной суетой, открывая горизонты культурной жизни, помогая сохранять честь, уважение, достоинство и искреннее, доброе отношение к окружающим.

Сегодня мне предстоит взглянуть на культуру с высоты Эйфелевой башни под лучами летнего Парижского солнца, узнать, какие тайны скрывает Лувр, и где лучше искать вдохновения в Париже. Поможет мне в этом разобраться Бекхан Тепс – фотограф, кинематографист, сценарист, многие годы живущий во Франции. Он большой интеллектуал, разносторонняя личность, и очень сильный духом человек. А иначе как можно охарактеризовать того, кто двенадцать лет не был у себя на Родине, но при этом не забыл, не потерял и не утратил дух настоящего вайнаха, чем очень гордится.

Он благодарен Парижу за уникальность и терпимость к творческим людям, но его сердце принадлежит Чечне. О его любви знают только посвященные, но специально для «Культурного обозрения» он готов сделать исключение и открыть свое сердце.

Марианна Либерте: Бекхан, очень приятно видеть Вас в качестве моего собеседника. Надеюсь, наша беседа будет интересной и необычной. По традиции рубрики «Культурное обозрение» позвольте задать Вам вопрос: что для Вас культура в целом, какое место она занимает в вашей жизни?

TTY

Бекхан Тепс: Для меня культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, произведенных тем или иным народом на протяжении многих веков. Человек без культуры – просто животное. Культура – это синтез знания и красоты, искусства, науки, религии, достояние общества, которое люди должны оберегать и приумножать в творческом труде. Что касается меня лично, мой прадед учил меня культуре взаимоотношений с людьми вне дома, школа мне рассказывала о культурах разных стран, формировала культуру речи и т.д. Одним словом, культура имеет много форм проявлений. В моей жизни наиболее яркой из таких форм были национальные танцы. На языке танца я общался, многие годы и был понят. Это еще раз говорит о том, что, сохраняя культурные ценности, мы развиваем свою Родину и самих себя. Начал я со школы, а закончил в Чеченском Государственном ансамбле “Вайнах”. Я думаю, что культура у чеченцев в генах! Иначе я не могу объяснить мои походы в двадцатиградусный мороз на репетицию пешком. Меня не угнетало подобное, наоборот, тот восторг, живущий в моем сердце в то время, делал меня счастливее.

М.Л. Потрясающе! Вы с таким воодушевлением вспоминаете двадцатиградусные морозы на родной земле! Быть может, именно сильный дух настоящего вайнаха не покидал Вас за границей все эти годы? Насколько мне известно, Вы более двенадцати лет живете в Париже, но родились в городе Грозном. Были сложности восприятия западного менталитета, мышления?

Б.Т. Сложности бывают всегда, когда ты приезжаешь на новое место со своим менталитетом, а вокруг – совсем другие традиции и порядки.

Меня сложности только укрепляют и закаляют. Каждый раз, когда я встречаю трудности на своем пути, я вспоминаю то непростое время, когда мне было куда сложнее жить, нежели после приезда в Париж. Вот это были действительно проблемы, а все остальное – это творческий процесс.

М.Л. Вас часто одолевает ностальгия?

Б.Т. Конечно, часто. Я вспоминаю детство, юность, и одна из тревог моего сердца – это тоска по родине, ее невозможно ни унять, ни заглушить. Вот уже тринадцать лет я не был дома, в Грозном, и все мои воспоминания именно о тех временах, так как это было самое красивое, спокойное и счастливое время. Больше нет сил! Собираюсь в августе приехать домой. Такое состояние, как в песне: “Седой старик в поношенном бешмете, припав к перрону, землю целовал”. У меня такое ощущение, что я именно это и сделаю!

М.Л. Грозный своих сыновей и дочерей не забывает и всегда ждет их. Думаю, Вы будете удивлены и потрясены одновременно. Вас встретит совсем другой город, сильный, стабильный и процветающий. А все благодаря нашему уважаемому главе ЧР, Рамзану Ахматовичу Кадырову. Хотя город остался такой же душевный и гостеприимный, как и много лет назад. Но давайте вернемся к разговору о Париже. Чем именно заворожила Вас столица мировой культуры?

Б.Т. Не только Грозный дорог мне, а вся Чечня! Земля отцов всегда будет поддерживать нас. Я даже не могу представить, что я буду ощущать, когда приеду домой. Я размышляю, но одно дело – думать и мечтать, другое дело – испытать и знать наверняка. Последний раз я был в Грозном 1 февраля 2000 года, и тогда он был похож на послевоенный Берлин, а сейчас это мегаполис с величественными постройками, ухоженный и деловой город. И, судя по всему, это не предел. Очень хочу на него посмотреть!

А Париж – тот город, который помогает сделать мечты реальностью и найти свою нишу в творчестве. Заполнить душевную пустоту, но не всякой ерундой, а именно творческой самореализацией. Уже за это его можно любить. Он еще тем очаровывает, что является столицей мировой культуры, с ее свободой и перспективами для творчества, круассанами и таинственным Лувром.

М.Л. Какие еще места в Париже Вас способны вдохновлять, кроме Лувра?

Б.Т. Вдохновение можно черпать, сидя в кафе на Сен-Жермен, попивая кофе и любуясь прохожими. Можно познакомиться с интересными людьми, слушать музыку, вдыхать ароматы улиц. Дело в том, что для творческого человека Париж – одно большое вдохновение. Здесь часто встречаешь на улицах музыкантов, художников, танцоров, людей разных культур и национальностей, которые раскрывают всевозможные тайны своего ремесла. Несмотря на то, что я здесь живу уже 12 лет, этим городом невозможно пресытиться. Это парадокс жизни и бесконечное открытие интересных тем.

М.Л. Для Вашей профессии фотографа, Париж стал своего рода творческой кузницей. Пребывая в этом постоянном калейдоскопе эмоций, где Вы находите интересные сюжеты для фотоснимков?

Б.Т. На самом деле фотография – это хобби. Мое основное направление – это кинематограф. Фотографирую я исключительно по настроению.

М.Л. Но Вы профессионал в области фотографии, несмотря на то, что, как Вы сказали, «это хобби». Вам удалось сделать фотосессию и даже обложку с одной из самых известных моделей, Ириной Шейк. Расскажите, пожалуйста, об этой работе.

Б.Т. Да, наша работа уникальна в некотором смысле. С Ириной я познакомился летом прошлого года на съемках реалити-шоу “Топ-модель по-русски”. У меня не было цели сделать фотосессию с Ириной, это произошло случайно. Эту случайность можно отнести к разряду “оказался в нужное время в нужном месте”.

М. Л. Бытует такое мнение, что если фотографу герой не интересен, то фото не получится хорошим.

Б.Т. Абсолютно с Вами согласен. Если это не коммерческий проект, я делаю фотографии только тогда, когда модель или ситуация положительно влияет на мой внутренний мир. Ирина, конечно же, мне была очень интересна, как образ. Несмотря на то, что времени на съемку было мало, фотографии получились хорошие. Впоследствии они понравились Ирине и редактору журнала. Так появилась обложка.

М.Л. Это тоже своего рода талант – оказываться в нужное время в нужном месте. Но не всегда, наверное, легко удается сделать интересный фотоснимок. Каким было Ваше самое большое безумство, на которое Вы отважились ради хорошего кадра?

Б.Т. Согласен. Чтобы оказаться в нужном месте, приходится много работать. А что касается безумства и хорошего кадра… О, мне неудобно говорить об этом. У каждого фотографа бывают творческие издержки.

М.Л. Бекхан, может, все же раскроете секрет?

Б.Т. Пожалуй (смеется). Есть пара интересных моментов. Я уже обмолвился о Лувре и его тайнах, и вот однажды я решил снять музыкальный видеоролик.. для французского певца RNB. Хотелось сделать незаурядный, профессиональный клип, скорее даже кадры, показать всю красоту и шедевры, которые таит в себе этот знаменитый музей, Мы по-разному приноровились делать съемку, но ничего не получалось. И тогда нас посетила идея переодеться в одежду уборщиков. Нам это удалось, и мы снова попытались проделать маневры со съемкой. Но, к великому сожалению, нас раскусили бдительные охранники. Был еще случай, когда мне хотелось сделать фото рассвета над Парижем, и я попытался остаться до утра внутри Эйфелевой башни, но и здесь охрана не дремала. Одним словом, Париж – очень строгий город, но лояльный к тем, кто соблюдает его правила. Если еще будут истории, я непременно поделюсь ими.

М.Л. Уникальные истории! Романтично и рискованно с Вашей стороны совершать такие поступки. Быть может, оттого, что Вы реалист и романтик одновременно, Вы и согласились принять участие в масштабном проекте «Национальные истоки красоты»? В чем смысл этого проекта?

Б.Т. Действительно, одним из самых важных проектов в моей карьере, в реализации которого я участвую уже полтора года, является проект “Национальные истоки красоты”, автор которого российский фотограф и фотожурналист Наталья Иванова. Смысл его заключается в том, чтобы представить все национальности мира через женскую красоту. Каждый народ будет представлен тремя женскими портретами. Проект получил поддержку ЮНЕСКО в рамках своей программы о защите культурного разнообразия. Работать в нем нам еще предстоит не менее пяти лет…

М.Л. Проект имеет международный статус, и одной из ваших красавиц стала Амина Хакишева, ведущая новостей на канале РОССИЯ 24, как представительница Чеченской республики. Почему выбор пал именно на Амину? Какими критериями руководствуются «Национальные истоки красоты», и в частности автор проекта, Наталья Иванова?

Б.Т. Амина подходит по всем критериям, к тому же она с радостью согласилась участвовать. Критерии предельно простые: это девушки от 18 до 30 лет, фотогеничные, обладающие яркими внешними чертами и знающие свои корни минимум на протяжении трех поколений. Одним словом, это те черты, которые помогут отразить и передать колорит народа и стать его лицом. Конечно, это сложная задача, но мы работаем и находим те самые истоки красоты.

Нам нужны еще лица, мы по-прежнему в поисках чеченских красавиц.

М.Л. Надеюсь, вы выберете достойных представительниц прекрасной половины человечества. Позвольте еще задать Вам вопрос относительно ваших интересов. Вы постоянно открываете для себя новые горизонты в профессиональной деятельности. Расскажите, чему сейчас Вы отдаете свои силы?

Б.Т. Сейчас я всецело поглощен кинематографом. В сентябре я планирую снять короткометражный фильм с нашим чеченским актером и драматургом Али Ибрагимовым, он тоже живет в Париже 13 лет и добился здесь хороших успехов в своем направлении. Думаю, наш творческий союз будет насыщенным и, хочется верить, интересным для зрителей. Нам есть, что сказать и показать.

М.Л. Надо заметить, что короткие метры снимать достаточно сложно, ведь короткометражный фильм это концентрация энергии кинематографиста, словно новелла для писателя. Важно уловить смысл, успеть раскрыть суть и донести все то, что задумано, за малое количество времени. Это трудоемко, но многие великие кинорежиссеры, такие как Жорж Мельес, Луис Бунюэль и Крис Маркер, начинали свой путь в мировое кино с короткометражек. И это всегда риск. Вы не боитесь рисковать?

Б.Т. Если выражаться языком конного спорта, мужчина и риск идут ноздря в ноздрю на протяжении всей жизни. Риск для мужчины одна из составляющих его харизматичности. Конечно, в меру и без ненужного геройства.

В 2011-м году Каннский фестиваль организовал новый проект «Каннские короткометражные фильмы». Так что наша цель Канны! У нас профессиональная команда, талантливый драматург и сценарист, вайнахское воспитание. Что еще нужно для того, чтобы добиться успеха? Остается только работать, идти вперед и не смотреть назад! Мы будем трудиться, а результат уже по воле Аллаха!

М.Л. Надеюсь, что Ваши планы и мечты в области кинематографии сбудутся. Бекхан, позвольте поблагодарить Вас за столь увлекательную беседу. Мне было очень интересно. А что бы Вы хотели пожелать журналу COLOR BLOCKING?

Б.Т. COLOR BLOCKING – полезный и нужный обществу журнал, хочу пожелать успехов всему творческому коллективу. И Вам, Марианна, отдельное спасибо, в том числе за рубрику «Культурное обозрение», за то, что находите интересные темы и приумножаете культуру. Спасибо за проявленный интерес и возможность поделиться своим творчеством в вашем замечательном журнале.

М.Л. Большое Вам спасибо! Удачи в творчестве!

Ведущая рубрики – журналист Марианна ЛИБЕРТЕ

 

 

ВНИМАНИЕ АКЦИЯ от журнала COLOR BLOCKING

Специальный выпуск журнала COLOR BLOCKINGМОЙ ЛИЧНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР”! ЛЮБОЙ, по своемужеланию, может стать ГЕРОЕМ ОБЛОЖКИ! Подробнее жми сюда

Журнал COLOR BLOCKING в Instagram @color_blocking_

 

Оставить комментарий