Разумное общение

Пожалуй, больше всего на свете мы все – таки нуждаемся в общении. И теперь мы можем находиться в «онлайне» практически круглые сутки – и все благодаря сети Интернет, мобильной связи и прочим достижениям XXI века. Социальные сети, Skypee – mail – эти определения сегодня знакомы даже ребенку. Едва увидевшись с другом за чашкой кофе, мы легко можем выйти на связь снова – и для этого понадобятся только телефон или iPad. Но вряд ли мы задумываемся – а нужно ли нам столько внимания? И чем нам грозит такое «злоупотребление» общением? Давайте попробуем разобраться во всех тонкостях главной жизненной роскоши – роскоши человеческого общения.

 

Ситуация 1. Марина была хорошей подругой. По крайней мере, она сама была в этом абсолютно уверена. Если бы на свете не было дружбы, то ее нужно было бы придумать. Только ради Марины. Девушка была подругой для всех – коллег по работе, няни своей племянницы и даже продавщицы в ближайшем супермаркете. Что же касается личной жизни, то здесь Марина превзошла саму себя. Молодой человек, который ухаживал за девушкой, беспомощно и бессловесно существовал в коконе ее бесконечной заботы. Телефон Марины не смолкал ни на минуту – она контролировала жизнь своих близких целиком и полностью. Милые, казалось бы, сообщения вроде «Ты где?», «Что делаешь?», «О чем ты думаешь?», «Ты поел?», «Повяжи шарф, сегодня холодно», и так далее отсылались на номер молодого человека Марины пачками во время каждой нашей встречи, и это несмотря на то, что мы с Мариной не были близкими подругами. А если ответ не приходил в течение 30 секунд, Марина впадала в панику и начинала активно названивать несчастному парню. Признаться, я была в ужасе от такой навязчивости. Как оказалось впоследствии, такая активность пугала не только меня. Когда Марина пришла ко мне со слезами на глазах, я как – то сразу все поняла.

Нам, конечно, понятно, что стремление к заботе в представительницах прекрасного пола заложено на генетическом уровне. И все же не нужно впадать в крайность и организовывать вокруг дорогих сердцу людей баррикады из внимания и опеки. Увы, но то, что вы пишете постоянно, вовсе не означает, что вы делаете это от души. Как ни обидно, но это начинает входить в привычку. Это как рефлекс – к примеру, если за окном минус, непременно нужно напомнить, чтобы человек повязал шарф и натянул шапку. Не забывайте, что для этой благородной цели у него пока еще есть мама. А если человек живет один, значит, и сам находится в курсе, что и когда ему надевать, и тем более не потерпит вторжения в свое личное пространство. Поверьте – когда человек долго находится в одиночестве, он начинает привыкать к этому, и никто ему уже не нужен, даже распрекрасная и заботливая подруга.

Ситуация 2Адам был абсолютно уверен в своей исключительности и привлекательности, а уверенности в себе мог позавидовать любой супергерой. В числе его знакомых числились самые стильные и продвинутые личности района, да что там – Адам был знаком со всей городской элитой. В любом столичном кафе молодой человек был желанным гостем, и для него всегда находился отдельный столик. Адам легко мог познакомиться с любым человеком – но отнюдь не благодаря своей интеллигентности и коммуникабельности. Дело в том, что Адам был крайне навязчив, и его занудность доходила до безобразия. Другими словами, он мог похвастаться дружбой со множеством людей – но не ее прочностью.

Да уж, среди молодых людей тоже достаточно весьма и весьма надоедливых субъектов. Чего стоит только знакомство некоторых личностей. Точнее, попытки познакомиться. Прошу прощения за сравнение, но прежде чем завоевывать крепость, нужно продумать план нападения, а не лезть на рожон. Это себе в зеркале молодой человек кажется себе обворожительным и безупречным. Но на самом деле у девушек, как и у всех остальных людей, совершенно разные вкусы и предпочтения, и нравиться абсолютно всем он не может. Отсюда вывод – если вы уже в сотый раз звоните на номер, который выклянчили, пройдя за девушкой пять километров, а на другом конце провода упрямая тишина – остановитесь. Не нужно навязывать общение. Никогда и никому.

Ситуация 4Каждый рабочий день Заремы становился индивидуальным сеансом психологической помощи. Девушка работала мастером маникюра в престижном салоне красоты, и каждый день к ней обращались десятки клиентов. Это отлично отражалось на зарплате девушки, но не на ее психологическом и душевном состоянии. Каждая из клиенток считала своим долгом поделиться с мастером проблемами и высказать все, что накипело. В результате к концу дня Зарема буквально с ног валилась, но не от физической усталости, а от избытка общения и отрицательных эмоций.

Если по роду своей деятельности вам приходится много общаться с людьми, старайтесь соблюдать субординацию и четко очерчивать границы общения. В случае, если человеку крайне необходимо выговориться, и вы чувствуете это, слушайте, но не поддерживайте разговор и уж тем более не делайте выводы о людях и ситуациях. Работая с людьми, нужно быть внимательным, обходительным, приветливым и максимально вежливым. Однако завязывать дружеские отношения с каждым из них – большая ошибка. К тому же, признаки хорошего знакомства и дружбы настолько похожи, что есть риск запутаться и принять простую вежливость за начало великого и нерушимого дружеского союза. Не нужно так стремиться завести новых друзей – лучше берегите тех, что уже есть, и уделяйте им больше внимания, которого никогда не бывает много. И помните, что ваши знакомые всегда должны быть уверены в вас и вашей бескорыстной помощи – так же, как и вы в них. Но злоупотреблять доверием – это значит подрывать его. Будьте разумны в своем общении.

Мы знаем, что чаще всего вы выходите на связь с помощью информационных технологий.

Поэтому разработали очень простые правила общения в Сети.

Следуя им, вы станете легким, интересным и в меру общительным человеком.

  1. не повторяйтесь. Избегайте шаблонных фраз, не отвечайте, лишь бы отвязаться. Человек моментально чувствует фальшь и неискренность – даже если это банальная переписка в социальной сети. А уж про телефон или Skype и говорить не приходится. Если у вас действительно нет настроения и вы совсем не настроены общаться, так и скажите. Но не раздраженно, а вежливо. Ну, а если собеседник на редкость навязчив, намекните на то, что у вас в диалогах «висит» еще несколько неотвеченных сообщений. В общем, врите только правду.

  2. не надоедайте. если человек появился в «онлайне», это вовсе не значит, что он вышел в сеть только для того, чтобы пообщаться с вами. Тем более, если у него более двухсот друзей, а на сайте он не был уже неделю. Кроме того, в социальных сетях можно еще слушать музыку, смотреть видео и переходить по интересным ссылкам. Поэтому не вздумайте «закидывать» едва появившегося на сайте друга десятками сообщений. Подождите немного – хотя бы минут двадцать.

  3. сохраняйте дистанцию. Не вступайте в душевные беседы с людьми, которых мало знаете. Если же вы оказались в незнакомой компании, вежливо ждите, пока вас представят, и далее ведите себя сдержанно – панибратство с малознакомыми людьми не всегда является признаком уверенности в себе. Так же и в сети: не перегружайте список друзей страничками людей, которых едва знаете. Количество не значит качество.

  4. не вторгайтесь в личную жизнь. Если вы считаете себя самым лучшим другом на свете и поэтому уверены, что должны знать о своих знакомых все, что только можно – вы ошибаетесь. Среди нас больше замкнутых и «закрытых» людей, нежели жизнерадостных, искренних личностей. Не вторгайтесь в личную жизнь своих друзей, сохраните хотя бы небольшой «кусочек» приватности. Ваши друзья сами расскажут то, что вы должны знать.

  5. не переигрывайте. Ваш девиз в этом случае – быть, а не казаться. Не пытайтесь выдавать себя за того, кем на самом деле не являетесь. Оставайтесь собой везде и всегда – это касается и Интернета, и реальной жизни. Не подражайте, а придумывайте что – то свое. Не бойтесь шутить и выглядеть смешно. Будьте искренним, и никогда не стесняйтесь людей, с которыми общаетесь.

  6. расставляйте приоритеты. Определитесь сразу и навсегда, кто из знакомых действительно достоин вашего внимания, а кого уже давно пора вычеркнуть не только из списка друзей, но и вообще из жизни. Порой мы тратим огромное количество внимания и времени на людей, которые этого недостойны, и бесконечно извиняем людей, которые этого не заслуживают. И в то же время ограничиваем себя в общении с теми, кто нам бесконечно дорог. Есть над чем задуматься, не так ли?

7)ничего не обещайте. Не оставляйте пустых надежд. Обещали перезвонить, написать или увидеться – сделайте это. Никогда не говорите – конечно, я сделаю, конечно, мы увидимся, если заранее подозреваете, что не сможете выполнить обещанное. Вы можете просто забыть о том, что обещали – а человек будет ждать и надеяться. Банально, но очевидно.

  1. оставайтесь в реальности. Не сидите за ноутбуком сутками, не засыпайте с телефоном в руке и не завтракайте с планшетом под мышкой. Постоянное общение утомляет. Замечали, что от общения в сети вы устаете намного больше, чем от общения реального? Вывод напрашивается сам собой. Лучше прогуляться с друзьями на свежем воздухе, чем оставаться в душной комнате наедине с компьютером. Оставайтесь в реальности – сами увидите, что она намного красочнее, чем самый продвинутый монитор.

Комментарий психолога Салгириевой Карины:

Как видно из всего вышесказанного можно сделать вывод: независимо от того, каким способом мы общаемся – посредством различных средств связи или же в непосредственном контакте, нельзя забывать об одном общеизвестном принципе – «Не навреди!» – «Мы ведь не в больнице, – можете улыбнуться вы, – и речь вовсе не о здоровье, а об отношениях между людьми, и причем здесь нравственный кодекс врачей?» Так и есть, но ведь вы помните, что слово и речь являются, пожалуй, самыми сильными средствами, оказывающими воздействие на людей? Порой одним неаккуратным высказыванием можно сильно обидеть и даже ранить человека. И точно так же легко можно навредить и самому себе. Несомненно, человек – существо социальное, и общение приравнивается психологами к потребностям первого порядка – то есть к жизненно необходимым. Вспомните известный фильм «Изгой», в котором главный герой, оказавшись один на необитаемом острове, сделал из обычного мяча воображаемого друга и разговаривал с ним. Он не был сумасшедшим. Может быть, как раз наоборот – благодаря этому мячику он и сумел сохранить здоровый рассудок и выжить в экстремальных условиях.

Мы живем, учимся, работаем – и постоянно вступаем в контакты с самыми разными людьми. Вся наша жизнь и деятельность наполнены общением. Поэтому, разумеется, нам нужно строить отношения с окружающими таким образом, чтобы это было полезно и эффективно. И для нас, и для наших партнеров. Можно ли научиться искусству общения? С одной стороны, это, казалось бы, одна из естественных способностей человека, заложенных в самой его природе, а если посмотреть с другой стороны – это целая наука!

Основная цель общения между людьми — достигнуть взаимопонимания. Но это сделать непросто. Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими — трудно? Отчего с кем-то мы ладим, а с кем-то все время ссоримся? Понятно, гораздо проще наладить взаимоотношения с человеком, с которым существуют так называемые точки соприкосновения. Прежде чем устранять разногласия, необходимо выяснить их причины, и только после этого налаживать отношения с собеседником.

В искусстве общения очень важно уметь выслушать и понять того, с кем вы говорите. Объяснив людям свои намерения и соображения, из которых вы при этом исходите, вы сумеете предотвратить множество недоразумений, ссор и конфликтов. Чаще всего честность — лучшая политика в отношениях с людьми. Удивительно, как часто мы начинаем общение с хитроумных стратегий и тактик, забывая попробовать сначала просто высказаться начистоту. Честный диалог — самое эффективное, простое и надежное средство для превращения конфликта в сотрудничество.

Так что же такое культура общения? Если человек грамотно излагает свои мысли, умеет себя вести, с уважением относится к собеседнику, мы говорим о том, что этот человек владеет культурой общения.

Существуют правила, выполнение которых помогает наладить хорошие отношения с людьми:

  • Общение на равных, без грубости и подобострастия

  • Уважение личного мнения собеседника

  • Отсутствие желания выяснять, кто прав, а кто виноват

  • Общение на уровне просьб, а не приказов

  • Поиск компромиссных решений

  • Умение ценить решение другого

  • Умение принимать опыт других

«Опять правила, правила, правила…» – скажете вы. Не сомневаюсь, что все эти прописные истины вам давно знакомы. И может быть, это покажется скучным, но пожалуй, люди не придумали за всю свою историю ничего более простого и в то же время столь мудрого, чем так называемое, «золотое правило нравственности», которое гласит: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Должно быть, это самый легкий и естественный «рецепт» для достижения гармонии в любых отношениях.

Разумного, приятного и полезного всем общения! 

Оставить комментарий